Рекомендации родителям по адаптации первоклассника
Первое сентября. Первый звонок, Первые шаги в школьную жизнь.
Не секрет, что первый класс - это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи.
Первый год обучения в школе - сложный, но неизбежный период в жизни ребенка: меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют от малыша напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела.
Если в начале сентября многие первоклассники с предвкушением ожидают начала учебы, то уже через определенное время начинают жаловаться на плохое самочувствие, становятся вялыми и плаксивыми. У некоторых даже нарушаются сон и аппетит, у кого-то появляется раздражительность и вспыльчивость. Такова психологическая реакция ребенка, которому трудно осознать, что от игр ему нужно перейти к сидению за партой и дисциплине.
Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, ребенку требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе.
Принято считать, что адаптация первоклассников к школе может длиться от двух недель до нескольких месяцев, а возможно, и весь первый класс. Всё очень индивидуально — здесь играют роль разные факторы:характер ребёнка,атмосфера в семье, объём учебной нагрузки, профессионализм педагога,коллектив.
Именно в этот непростой жизненный период родителям необходимо помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям и социальному статусу "школьник".
Как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс? Мы предлагаем родителям первоклассников прислушаться к советам психологов:
1. Начинайте свой день с ласковых слов и улыбки! Будите малыша спокойно. Не торопитесь и не подгоняйте ребенка ! Ваша задача – правильно рассчитать время и составить с первоклассником распорядок дня, которому необходимо следовать вместе.
2. Объясните маленькому ученику правила и требования, которым нужно следовать в школе и помогите ребенку усвоить их важность. Поддерживайте своего первоклассника во всех трудностях, Обязательно искренне интересуйтесь, как прошел день.
3. Провожая ребенка в школу, обойдитесь без предупреждений и требований: «Смотри, чтоб без замечаний и без двоек!» Лучше поддержите свое чадо ласковым словом – для ребёнка это показатель и ощущение вашей поддержки в течении учебного дня.
4. Хвалите ребенка! Помогите ему поверить в себя, в свои силы и возможности. Если ребенок получает достаточно позитивной обратной связи от близких –он легко социализируется, легче воспринимает конфликты со сверстниками, и его не так ранят конкуренция и не очень высокие оценки. Донесите до ребенка мысль: оценки – это важно, но они не влияют на ваше отношение и любовь к нему. У ребенка постепенно сформируется понимание: «Меня все равно любят, я молодец, что-то мне удается, а что-то вызывает трудности».
5. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Он у вас самый способный, самый усердный и самый лучший! Помогайте ему самому уходить от сравнивания себя с кем-то, в противном случае это может привести либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
6. С поступлением в школу у вашего маленького ученика появляется новый авторитет – учитель. Отнеситесь с пониманием к стремлению ребенка выполнять «как сказала учительница». Уважайте мнение ребенка о своем педагоге и не создавайте его пугающий образ. В присутствии первоклассника не допускайте никакой критики в адрес школы, программы обучения и учителя.
7. Не заставляйте ребенка сразу после школы садиться за уроки. Первоклассник должен отдохнуть и даже поспать. При выполнении домашнего задания дайте возможность ребенку работать самостоятельно, и если понадобится помощь – наберитесь терпения и окажите ее.
8. Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Не стоит отправлять ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности гулять и отдыхать, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Лучше будет, если вы начнете водить его в секции за год до начала учебы либо со второго класса.
9. Помните, что в течение года есть периоды, когда ребенку учиться сложнее. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
10. Если поведение ребёнка даёт вам повод для беспокойства, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. Их профессиональные рекомендации помогут вам и ребёнку легче пережить непростой адаптационный период.
11. Никогда не выясняйте отношения и не напоминайте ребенку перед сном о неприятностях и неудачах за день. Нежно обнимите и поцелуйте своего малыша и даже расскажите добрую сказку на ночь. Помогите своему ребенку войти в новый день спокойно и радостно!
Будьте всегда рядом со своим маленьким учеником, поддерживайте его во всех начинаниях! И помните: чем мягче пройдёт этот первый школьный год, тем благоприятней сложится школьная жизнь ребёнка, тем чаще он будет радовать вас своими успехами, и тем легче будут складываться его отношения со сверстниками.