Могилевская область, Климовичский район,
аг.Тимоново, ул.Советская, д.19
8-0224437095
timonovskaya@klimovichi.edu.by

 

 

Экспериментальная учебная программа факультативных занятий

«Театр эмоций» для III (IV) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая учебная программа предназначена для III (IV) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

2. Настоящая учебная программа рассчитана на 17 часов (из расчета 1 учебный час в две недели в течение учебного года или 1 учебный час в неделю в течение полугодия). Занятия строятся с учетом межпредметных связей, охватывая такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Літаратурнаечытанне», «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Музыка».

3. Цель – формирование и развитие социально-эмоциональных навыков учащихся, в частности, навыков самопознания и саморазвития, эмоциональной регуляции, коммуникации, кооперации.

4. Задачи:

– формирование опыта учащихся по самопознанию;

– формирование опыта учащихся по организации собственной деятельности согласно заданной извне цели;

– формирование опыта учащихся по эмоциональной саморегуляции и регуляции эмоционального состояния других людей;

– формирование опыта учащихся по организации общения;

– формирование опыта учащихся по работе в команде.

5. Учебная программа состоит из четырех частей:

– «Самопознание и саморазвитие» («Свет мой зеркальце, скажи…»);

– «Эмоциональная регуляция» («Палочка-выручалочка для хорошего настроения»);

– «Коммуникация» («Магия слов, мимики, жестов»);

– «Кооперация» («Жили-были…, или Когда дело спорится»).

Часть «Самопознание и саморазвитие» («Свет мой зеркальце, скажи…») ориентирован на совершенствование у учащихся сферы самопознания и саморазвития и обеспечивает формирование таких навыков как:

– определение первичных представлений о ценностях своей жизни, собственных потребностей, интересов, познавательных запросов;

– проявление интереса к собственным эмоциям;

– распознавание собственных эмоций и мыслей;

– определение своих сильных и слабых сторон (личностных качеств);

– самооценка поступков;

– проявление настойчивости при достижении поставленных целей.

Часть «Эмоциональная регуляция» («Палочка-выручалочка для хорошего настроения») ориентирован на совершенствование у учащихся сферы эмоциональной регуляции и обеспечивает формирование таких навыков как:

– фиксация изменений собственного эмоционального состояния, осуществление попыток его контроля в разных ситуациях;

– принятие мер по минимизации влияния стресса, тревожности и раздражительности;

– поддержание позитивного эмоционального настроя;

– определение чувств других людей, оказание им эмоциональной поддержки.

Часть «Коммуникация» («Магия слов, мимики, жестов») ориентирован на совершенствование у учащихся сферы коммуникации и обеспечивает формирование таких навыков как:

– установление, поддержание и завершение общения;

– представление собственной позиции и понимание точки зрения собеседника в диалоге;

– активное слушание;

– использование вербальных и невербальных средств коммуникации;

– общение в устной и письменной форме;

– определение и использование способов разрешения конфликтных ситуаций;

– соблюдение принятых в обществе правил коммуникации.

Часть «Кооперация» («Жили-были…, или, Когда дело спорится») ориентирован на совершенствование у учащихся сферы кооперации и обеспечивает формирование таких навыков как:

– оперативная кооперация с другими членами команды;

– согласование при необходимости своих потребностей с интересами окружающих;

– следование общей цели, защита командной идеи;

– оказание помощи членам команды;

– исполнение разных ролей в команде.

6. Организационная форма факультатива – учебное занятие, которое в зависимости от конкретных целевых установок приобретает черты инсценировки, творческой игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), видеосеанса, музыкальной гостиной, художественной студии, тренинга, коллективного творческого дела и иного.

Среди предполагаемых настоящей учебной программой методов работы ведущие позиции отводятся практическим методам, обеспечивающим накопление учащимися опыта осознанного применения социально-эмоциональных навыков в различных жизненных ситуациях: игровые методы; интонационно-выразительное чтение художественных произведений с последующим анализом их содержания и прочтения; просмотр и обсуждение фрагментов мультипликационных и художественных фильмов; прослушивание и анализ фрагментов музыкальных композиций; решение ситуативных задач; упражнения-тренинги; анализ рисунков, фотографий, плакатов; творческие методы (цветопись, графическое моделирование, драматизация, театральные этюды, импровизации, сочинение историй и другое).

7. В процессе освоения содержания настоящей учебной программы учащиеся должны

часть «Осваиваем навыки самопознания и саморазвития»

уметь:

– говорить о себе / описывать собственные эмоции;

– формулировать свои интересы (познавательные запросы, желания и другое);

– осознавать собственные способности, свои сильные и слабые стороны;

– выполнять самооценку учебной деятельности, соотносить самооценку с оценкой других;

– определять свое эмоциональное состояние и передавать его различными средствами (словами, жестами, цветом, музыкальными звуками);

– осознавать наличие у себя разных эмоций (положительных и отрицательных) и возможности их проявления;

– проявлять упорство и настойчивость в преодолении трудностей на пути к цели.

часть «Осваиваем навыки эмоциональной регуляции»

уметь:

– справляться со своими эмоциями, применять простейшие техники саморегуляции;

– объяснять значимость сна, рационального распределения времени, переключения видов деятельности, использования активного и пассивного отдыха;

– поддерживать позитивный эмоциональный настрой;

– уверенно действовать (без волнения говорить, выполнять практические действия/операции);

– определять чувства других людей;

– определять причины возникновения эмоций у себя и других людей;

– успокаивать (поддерживать) себя в трудных жизненных ситуациях;

– осознавать влияние собственного эмоционального состояния на качество общения с другими людьми, поведения, деятельности.

часть «Осваиваем навыки коммуникации»

уметь:

– начинать, поддерживать и завершать разговор в разных ситуациях;

– выражать в диалоге собственную позицию;

– четко и по существу предъявлять информацию;

– уважительно относиться к собеседнику и его точке зрения (в том числе, отличной от собственной);

– активно (с интересом и вниманием) слушать других;

– применять вербальные и невербальные средства коммуникации;

– задавать качественные вопросы собеседнику;

– использовать техники конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

– соблюдать социальные (этические) нормы поведения;

– проявлять ответную эмоциональную реакцию на чувства других, сопереживать окружающим;

– успокаивать (поддерживать) себя и других в трудных жизненных ситуациях;

часть «Осваиваем навыки кооперации»

уметь:

– проявлять интерес к совместному выполнению заданий, принимать цель совместной деятельности;

– проявлять уважение к позиции других участников взаимодействия;

– соблюдать нормы поведения, обеспечивающие безопасную совместную деятельность;

– оперативно кооперироваться с другими участниками группы;

– планировать совместную деятельность, распределять роли в группе, следовать плану;

– исполнять разные роли в команде и выполнять собственный участок работы;

– контролировать исполнение плана и регулировать деятельность в соответствии с изменяющимися условиям;

– оказывать помощь другим участникам группы по ходу выполнения работы;

– признавать недостаточность своих знаний и искать возможности ее преодоления (в том числе, просить помощи у членов команды, учителя);

– участвовать в предъявлении результатов совместной деятельности;

– нести ответственность за результат собственной и совместной работы, сохранять чувство причастности к выполненной работе после ее завершения.

 

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

«Осваиваем навыки самопознания и саморазвития»

(«Свет мой зеркальце, скажи…»)

 

Тема 1. Я – герой собственной жизни (сказки, пьесы). (1 час)

Определение и формулирование собственных желаний, интересов, познавательных запросов («Я хотел бы..., мне нравится…, я хочу узнать…»). Презентация себя: описание собственных качеств, внешности, привычек от 1-го лица («Какой / какая Я?; я знаю ...; я умею ...; я не умею, но хочу научиться...»). Создание коллективной сказки о вымышленном герое / собирательном персонаже (высказывание учащихся по цепочке о случаях из их жизни, которыми они гордятся). Рефлексия полученного на занятии опыта. Оценка внутреннего состояния и самочувствия.

Тема 2. Светлая и темная стороны / Я и моя тень. (1 час)

Определение качеств, которые позволяют учащимся гордиться собой, уважать себя. Определение учащимися своих качеств, которые воспринимаются ими как отрицательные (мешают, препятствуют достижению цели), которые хотелось бы изменить, исправить. Отображение в рисунке своего «Я» (с положительными качествами) и «тени» (с отрицательными качествами). Положительные и отрицательные качества (привычки) человека, их относительный характер. Идея опоры на положительное в себе и других людях.

Тема 3. Мои эмоции и чувства. (1 час)

Определение собственных эмоций, называние их, выражение мимикой, жестами. Анализ способов проявления эмоций, выявление причин возникновения эмоций («Когда я злюсь (радуюсь, удивляюсь, печалюсь, волнуюсь…), я делаю…, я выгляжу…», «Я радуюсь (веселюсь, грущу, переживаю, чувствую себя уверенно…), потому что…»). Осознание того, что плохих эмоций не бывает – есть неудачные способы их проявления. Оценка собственного эмоционального состояния, определение причин испытываемых эмоций.

Тема 4. Я смело иду к своей цели. (1 час)

Беседа о значимости времени. Обсуждение способов рационального распределения дел в течение дня, недели, месяца. Эксперимент на определение субъективной длительности минуты. Определение и письменная фиксация 2-3 персональных целей на ближайший учебный год. Приемы самооценки собственной деятельности, важность соотнесения самооценки с оценкой других. Знакомство со способами закрепления полезных привычек (значимость упорства и настойчивости в преодолении трудностей на пути к достижению цели). Рефлексия полученного опыта.

 

«Осваиваем навыки эмоциональной регуляции»

(«Палочка-выручалочка для хорошего настроения»)

 

Тема 5. Что делать, если…? (1 час)

Способы снятия эмоционального напряжения. Актуализация потребности управлять своими эмоциями. Знакомство с простейшими техниками эмоциональной саморегуляции, оказания поддержки себе в трудных ситуациях (дыхательная гимнастика, заземление, физические упражнения, самомотивация). Ориентация на важность поддержания позитивного эмоционального настроя. Работа с моделями поведения в различных ситуациях («Что делать, если испортилось настроение?», «Что делать, если тревожно перед контрольной работой?», «Что делать, если пугает общение с незнакомыми людьми?»). Рефлексия полученного опыта, оценка собственного эмоционального состояния.

Тема 6. Что значит правильно отдыхать? (1 час)

Организация труда и отдыха человека, смена видов деятельности, необходимость сочетания активной деятельности и расслабления. Определение роли сна в жизни человека. Поиск ответов на вопросы: «Почему нельзя экономить время на сне?», «Можно ли управлять настроением во сне?», «Что такое “гигиена сна”?». Правильное времяпровождение на переменах, после школы, в выходные дни, на каникулах. Смена видов деятельности как отдых. Составление плана отдыха на каникулы.

Тема 7. Значение позитивного настроения и уверенности в себе (1 час)

Способы снятия напряжения и поднятия настроения. Осознание важности хорошего настроения для работоспособности и успешности человека. Решение ситуаций («Мысли, чувства и грозовые тучи»). Перефразирование мыслей для повышения успешности деятельности. Общение с искусством как источник позитивного настроения. Общение с природой как источник получения жизненной энергии. Освоение приемов по развитию уверенности в себе. Рефлексия полученного опыта.

Тема 8. Как Я и мои эмоции связаны со словами, действиями и поступками других людей? (1 час)

Актуализация внимания к эмоциональному состоянию других людей. Определение чувств/эмоций по положению тела, жестам, мимике. Распознавание эмоционального состояния по интонации. Определение настроения человека, когда слова и внешние признаки не совпадают. Обсуждение важности для людей слов поддержки и одобрения. Поиск слов эмоциональной поддержки, соответствующих потребностям человека и конкретной ситуации. Оценка собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния окружающих.

 

«Осваиваем навыки коммуникации»

(«Магия слов, мимики, жестов»)

 

Тема 9. Чудеса общения. (1 час)

Анализ видеофрагментов и/или отрывков литературных произведений на предмет владения героями навыками коммуникации. Тренинг по развитию навыков устанавливать, поддерживать и завершать коммуникацию в различных ситуациях. Разыгрывание ситуаций общения в парах, группах, определение учащимися наиболее адекватных для себя способов взаимодействия. Создание алгоритмов ведения коммуникации в различных ситуациях.

Тема 10. Выражаем себя в общении. (1 час)

Анализ видеофрагментов на предмет использования героями вербальных и невербальных средств коммуникации. Тренинг по использованию невербальных средств для передачи информации. Отработка умения четко и ясно предъявлять информацию, выражать в диалоге собственную позицию. Произнесение заданных фраз и предложений от лица разных героев, с разной интонацией (с разным чувством), в разном темпе. Упражнение в умении говорить убедительно на примере работы с пословицами и поговорками («Не все то золото, что блестит», «Сто раз отмерь, один – отрежь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Куй железо, пока горячо»). Оценка эмоционального состояния.

Тема 11. Учимся вместе. (1 час)

Закрепление на практике правил взаимодействия в группе, этических норм поведения. Тренинг по формулировке вопросов различных типов. Работа с незнакомым для учащихся учебным материалом. Распределение ролей для участия в игре (с учетом понимания индивидуальных особенностей каждого члена команды и характера работы). Проведение игры / GPS-игры по станциям, руководство маршрутным листом с перечнем вопросов. Рефлексия полученного командой опыта, оценка собственного эмоционального состояния и общего настроения команды.

Тема 12. Учимся разрешать конфликтные ситуации и не бояться ошибок. (1 час)

Актуализация опыта переживания конфликтных ситуаций. Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций между отдельными людьми, между группами. Презентация основных способов разрешения конфликта (уступка, избегание, компромисс, соперничество/подавление, сотрудничество). Знакомство с технологией решения конфликта «выиграл – выиграл».

Дискуссия на тему «Страшна ли ошибка?», «Ошибки как путь к успеху». Конкурс рассказов «Как ошибка меня научила…».

 

«Осваиваем навыки кооперации»

(«Жили-были…, или Когда дело спорится»)

 

Тема 13. Готовим театральную постановку: составляем план действий и распределяем роли. (1 час)

Обсуждение правил совместной деятельности. Определение основных направлений работы по созданию театральной постановки (подготовка сценария спектакля, декораций, костюмов и/или масок, звукового сопровождения, афиши, разучивание ролей, репетиция диалогов и общих сцен). Распределение заданий в рамках коллективной деятельности. Выявление лидера. Проведение игр на командообразование. Составление плана действий. Совершенствование навыков коммуникации, умений слышать друг друга и соблюдать этические нормы в процессе брейнсторминга и последующего отбора идей. Рефлексия первого опыта подготовки театральной постановки и общего эмоционального состояния команды.

Примерная тематика спектакля: «Как Ежик счастье искал?», «Сказка про Капризку», «Кто получит приз?», «Под грибом» и др.

 

Тема 14. Готовим театральную постановку: поддерживаем друг друга в командной работе. (1 час)

Выполнение упражнений на групповое сплочение. Тренинг по формулированию просьбы о помощи в ситуации недостаточности собственных знаний и опыта для выполнения задания. Обсуждение в подгруппах задач на день, организация совместной деятельности по выполнению обозначенных задач. Фиксирование возникающих сложностей, проблемных ситуаций, обсуждение способов их разрешения. Следование правилам группового взаимодействия. Оказание участниками групп взаимной поддержки друг другу. Рефлексия второго этапа подготовки театральной постановки и общего эмоционального состояния команды.

Тема 15. Готовим театральную постановку: проявляем гибкость и позитивный настрой в работе по достижению общей цели. (1 час)

Выполнение упражнений на групповое сплочение. Обсуждение задач на день. Организация совместной деятельности по выполнению обозначенных задач. Анализ хода работы, гибкое реагирование на ошибки, коррекция / перенаправление деятельности. Опора на положительные стороны каждого участника театральной постановки. Фиксация положительных результатов проделанной работы по направлениям (наличие сценария спектакля, степень подготовленности декораций, костюмов и/или масок, звукового сопровождения, афиши, знание ролей, проведение репетиций отдельных сцен). Рефлексия третьего этапа подготовки театральной постановки и общего эмоционального состояния команды.

Тема 16. Готовим театральную постановку: генеральная репетиция. (1 час)

Упражнение на снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение. Объединение усилий для достижения общей цели. Прогон спектакля. Ведение видеозаписи процесса. Совместный просмотр и анализ репетиционного показа спектакля. Выявление слабых мест. Установка на коллективную ответственность за результат совместной работы. Оказание поддержки друг другу для осуществления коррекции деятельности. Повторный прогон отдельных фрагментов спектакля (при необходимости). Рефлексия четвертого этапа подготовки театральной постановки и общего эмоционального состояния команды.

Тема 17. Готовим театральную постановку: представление спектакля. (1 час)

Упражнение на снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение. Премьера спектакля (по возможности с участием приглашенных зрителей). Ведение видеозаписи театрального представления. Совместный просмотр. Подведение итогов спектакля. Озвучивание полезных (для каждого участника в отдельности и группы в целом) приобретений, сделанных в ходе работы на занятиях «Театр эмоций».

 

 

Экспериментальная учебная программа факультативных занятий

«Театр эмоций» для VI (VII) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящая учебная программа предназначена для VI (VII) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

2. Настоящая учебная программа рассчитана на 17 часов (из расчета 1 учебный час в две недели в течение учебного года или 1 учебный час в неделю в течение полугодия). Занятия строятся с учетом межпредметных связей, охватывая такие учебные предметы, как «Русская литература», «Беларускаялітаратура», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Всемирная история», «История Беларуси».

3. Цель – развитие социально-эмоциональных навыков учащихся, в частности, навыков самопознания и саморазвития, эмоциональной регуляции, коммуникации, кооперации, обогащение опыта их использования.

4. Задачи:

– расширение опыта самопознания;

– расширение опыта организации индивидуальной и коллективной деятельности;

– обогащение опыта эмоциональной саморегуляции и регуляции эмоционального состояния других людей;

– расширение опыта общения;

– расширение способов позиционирования себя в кругу сверстников, самопрезентации;

– накопление опыта работы в команде.

5. Учебная программа состоит из четырех частей:

– «Самопознание и саморазвитие» («Мы уникальные и у каждого путь свой»);

– «Эмоциональная регуляция» («Включаем эмоциональное самоуправление»);

– «Коммуникация» («Искусство общения»);

– «Кооперация» («1+1 не равно 2»).

Часть «Самопознание и саморазвитие» («Мы уникальные и у каждого путь свой») ориентирован на совершенствование у учащихся сферы самопознания и саморазвития и обеспечивает формирование таких навыков как:

– определение жизненных ценностей, персональных способностей и склонностей;

– дифференциация собственных эмоций;

– рефлексопрактика (анализ личностных качеств, оценка собственного поведения);

– постановка целей личностного развития, организация соответствующей деятельности (нужно ставить цель на одном из первых заданий и к ней идти);

– самопринятие и самоуважение.

Часть «Эмоциональная регуляция» («Включаем эмоциональное самоуправление») ориентирован на совершенствование у учащихся сферы эмоциональной регуляции и предполагает формирование таких навыков как:

– управление эмоциями, проявление эмоциональной устойчивости при напряжении и трудностях;

– создание и поддержание позитивного эмоционального настроя;

– демонстрация конструктивного эмоционального поведения (выражения эмоций) при взаимодействии с другими людьми;

– оказание эмоциональной поддержки окружающим.

Часть «Коммуникация» («Искусство общения») направлен на совершенствование сферы коммуникации и обеспечивает формирование таких навыков как:

– установление и поддержание контактов в группе;

– ведение диалога и дискуссии в различных ситуациях;

– общение с использованием различных форм и средств коммуникации;

– активное слушание;

– определение и разрешение конфликтных ситуаций.

Часть «Кооперация» («1+1 не равно 2») ориентирован на совершенствование сферы кооперации и обеспечивает формирование таких навыков как:

– организация и осуществление совместной деятельности;

– оказание помощи другим членам команды;

– обращение за помощью, использование успешного опыта других участников совместной деятельности;

– исполнение разных ролей в команде;

– представление и защита интересов и идей команды.

6. Организационная форма факультатива – учебное занятие, которое в зависимости от конкретных целевых установок приобретает черты инсценировки, творческой игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), видеосеанса, музыкальной гостиной, художественной студии, тренинга, коллективного творческого дела и иного.

Среди предполагаемых настоящей учебной программой методов работы ведущие позиции отводятся практическим методам работы, обеспечивающим накопление учащимися опыта осознанного применения социально-эмоциональных навыков в различных жизненных ситуациях: упражнение-тренинг; игра-квест; выразительное чтение художественных произведений с последующим анализом их содержания и прочтения; просмотр и обсуждение фрагментов художественных фильмов; прослушивание и анализ фрагментов музыкальных композиций; решение ситуативных задач; анализ рисунков, фотографий; творческие методы (цветопись, графическое моделирование, драматизация, театральные этюды, импровизации, сочинение историй и другое).

7. В процессе освоения содержания настоящей учебной программы учащиеся должны

часть «Осваиваем навыки самопознания и саморазвития»

уметь:

– видеть в динамике образ «Я», осуществлять самонаблюдение;

– определять личностный смысл выполняемой деятельности («Зачем эти знания и умения для меня?», «Зачем этот опыт для меня?»);

– оценивать способности, свои сильные и слабые стороны;

– давать оценку собственным действиям;

– с уважением и достоинством говорить о себе;

– определять и осознавать свое эмоциональное состояние и выражать его различными средствами (словом, цветом, интонацией);

– определять конкретные ориентиры для саморазвития (в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе), составлять план саморазвития.

часть «Осваиваем навыки эмоциональной регуляции»

уметь:

– наблюдать за собственным эмоциональным состоянием в течение дня, осознавать значимость каждой эмоции;

– определять (дифференцировать) собственные чувства, чувства других людей;

– применять определенные техники саморегуляции для минимизации стресса, тревожности, раздражительности;

– определять причины возникновения эмоций у себя и других людей;

– осознавать влияние собственного эмоционального состояния на качество общения с другими людьми, поведения и деятельности;

– поддерживать позитивный эмоциональный настрой, в том числе используя юмор;

– уверенно действовать в различных ситуациях (делать устное сообщение, выполнять практическую задачу);

– успокаивать (поддерживать) себя и других в трудных жизненных ситуациях.

часть «Осваиваем навыки коммуникации»

уметь:

– начинать и поддерживать разговор в разных ситуациях;

– выражать в диалоге собственную позицию;

– четко и по существу предъявлять информацию, задавать уточняющие вопросы собеседнику;

– уважительно относиться к собеседнику и его точке зрения (в том числе, отличной от собственной);

– внимательно слушать других;

– применять вербальные и невербальные средства коммуникации;

– использовать техники конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

– соблюдать социальные (этические) нормы поведения;

– отстаивать свою точку зрения и признавать свою неправоту в случае ошибочности собственных суждений;

– проявлять ответную эмоциональную реакцию на чувства других, сопереживать другим.

часть «Осваиваем навыки кооперации»

уметь:

– проявлять активный интерес к совместному выполнению заданий, определять/принимать цель совместной деятельности;

– оперативно кооперироваться с другими участниками группы, оставаясь открытым для сотрудничества на протяжении всех этапов выполнения работы, а также в случае возникновения разногласий;

– качественно выполнять собственный участок работы и нести ответственность за результат;

– проявлять уважение к позиции других участников взаимодействия;

– оказывать помощь другим участникам группы по ходу выполнения работы;

– определять четкий план совместной деятельности и следовать ему, рационально и эффективно использовать временной ресурс при организации деятельности;

– обсуждать разные стратегии деятельности (пути достижения цели);

– учиться у других;

– активно участвовать в предъявлении результатов совместной деятельности;

– нести ответственность за результат совместной работы, сохранять чувство причастности к выполненной работе после ее завершения.

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

VI(VII) КЛАСС (17 часов)

 

«Осваиваем навыки самопознания и саморазвития»

(«Мы уникальные и у каждого свой путь»)

 

Тема 1. Загадка моего присутствия. (1 час)

Выработка правил работы в группе, гарантирующих каждому участнику безопасность действий и высказываний. Определение личностного смысла деятельности, посещения факультативных занятий (упражнение «Мои ожидания – мои опасения», упражнение-гирлянда «Зачем эти занятия для меня?»). Беседа-размышление об уникальности человека и человеческой жизни. Составление программы самонаблюдения в течение двух недель (фиксация жизненной ситуации, внешних обстоятельств и участников ситуации, проявленных личностных качеств, испытываемых эмоций и причин их возникновения). Рефлексия полученного на занятии опыта. Оценка собственного эмоционального состояния и передача его различными средствами: словом, цветом, интонацией (на выбор учащегося).

Тема 2. Кто Я? (1 час)

Самодиагностика личностных качеств (характеристик). Фиксация в себе сильных и слабых сторон. Сопоставление отдельных параметров самодиагностики с результатами внешней оценки. Самооценка способностей, результатов деятельности. Тренинг по формулированию «Я – высказывания», представлению себя с уважением и достоинством. Опора на положительные качества в себе и других. Рефлексия полученного на занятии опыта («Зачем мне этот опыт?»), оценка собственных действий.

Тема 3. Сколько во мне «Я»? (1 час)

Определение образов «Я»: настоящего (реального) – прошлого – будущего (идеального). Обсуждение итогов самонаблюдения. Определение отношения к «Я»-настоящему. Определение образов «Я» глазами себя, глазами других людей. Знакомство с техникой «Окно Джохари». Знакомство с техникой «Хочу, могу, делаю». Разработка Декларации самоценности.

Тема 4. Мое перевоплощение (1 час)

Упражнение «Интервью» (определение ориентиров для саморазвития в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе с учетом персональных интересов и желаний). Создание совместного рассказа-фэнтези о группе через 5 (10, 20, 30) лет. Составление актуального плана саморазвития на учебный год. Мозговой штурм по поиску способов реализации 1-2 среднесрочных целей; проведение SWOT-анализа, фиксирующего сильные и слабые стороны предлагаемых способов деятельности, возможности и угрозы. Составление плана саморазвития на неделю с возможностью фиксации полученных результатов. Выбор стратегии достижения краткосрочных целей.

 

«Осваиваем навыки эмоциональной регуляции»

(«Включаем эмоциональное самоуправление»)

 

Тема 5.   Эмоции и чувства в нашей жизни (1 час)

Упражнение на установление контакта/снятие напряжения («Артистическая разминка», «Испорченный факс»). Игра на распознание эмоций «Бинго». Наблюдение за эмоциональным состоянием в течение занятия/дня. Определение причин возникновения эмоций в различных ситуациях (на примере героев литературных произведений или кинофильмов). Обсуждение мысли о том, что эмоции большой интенсивности негативно влияют на деятельность. Определение положительных и отрицательных сторон различных эмоций, чувств, эмоциональных состояний. Принятие значимости каждой эмоции. Рефлексия полученного на занятии опыта. Оценка эмоционального состояния и передача его различными средствами (на выбор учащихся).

Тема 6.   Поддержка (1 час)

Упражнение на установление контакта и снятие напряжения («Слепой и поводырь»). Определение условий появления/потери уверенности в себе. Упражнение «Комплимент». Сравнение различных способов проявления человеческого участия: оказание знаков внимания, озвучивание комплимента, похвалы, выражение слов одобрения, поддержки и др. (на примере литературных произведений). Составление алгоритмов оказания поддержки себе и другим в различных ситуациях. Определение связи между уверенностью и поддержкой. Рефлексия полученного опыта, определение топ-5 фраз для самоподдержки в трудных ситуациях.

Тема 7.   В эпицентре – позитив (1 час)

Упражнение на снятие напряжения («Приятный цвет»). Роль позитива, юмора в жизни человека. Тренинг на поддержание позитивного настроя (упражнение «Оранжевые очки»). Определение связи позитивного настроя с внутренним состоянием, поведением и деятельностью человека в течение дня. Определение источников позитива (природа, хобби, общение с друзьями и др.). Обзор мобильных приложений, создаваемых для поднятия настроения. Упражнения «Хорошее в плохом», «Золотая рыбка». Рефлексия полученного опыта, обмен «рецептами» хорошего настроения.

Тема 8.   Как справиться с эмоциями и управлять ими? (1 час)

Упражнение на снятие напряжения («Медитация»). Определение чувств других людей (на основе использования литературно-художественного, изобразительного либо видео-ряда). Связь эмоционального состояния участников коммуникации и качества общения. Техники саморегуляции (по преодолению стресса, тревожности, раздражительности, лени/отсутствия ресурса). Тренинг на выработку уверенного поведения. Оценка собственного эмоционального состояния, эмоционального состояния участников группы, педагога. Рефлексия полученного опыта.

 

«Осваиваем навыки коммуникации»

(«Искусство общения»)

 

Тема 9.   Учимся слушать (1 час)

Игра «Встреча с незнакомцем» (с близким другом, с враждебно настроенным человеком). Обсуждение правил начала, поддержания и завершения разговора. Определение барьеров общения. Дискуссия «Как общаться с человеком, если он не прав?» Культура общения. Упражнение «Спрашиваем-отвечаем». Тренинг формулирования ответов на поставленный вопрос. Отработка умения четко и по существу задавать вопросы. Тренинг «Я-слушания», «Я-высказывания». Рефлексия полученного опыта в парах (вопрос – ответ).

Тема 10.   Вы меня понимаете? (1 час)

Упражнение на установление контакта/снятие напряжения («Подари улыбку»). Секреты общения: как быть понятым. Тренинг кратких высказываний. Разыгрывание диалогов с предъявлением участниками собственного мнения касательно обсуждаемой проблемы («Почему взрослые часто не понимают своих детей?», «Хорошо ли быть веганом?», «Плюсы и минусы технического прогресса», «Внедрение искусственного интеллекта: мнение подростка» и др.). Вопросов эмпатичного общения. Практика письменной коммуникации (SMS, «сторис»). Рефлексия полученного опыта («Чтобы быть понятым, важно…»).

Тема 11.   Конфликт – это творчество?! (1 час)

Проявление личностного отношения к слову «конфликт». Обмен жизненным опытом, связанным с конфликтными ситуациями; обсуждение эмоциональной стороны конфликта. Актуализация представлений о многообразии мира людей и человеческих отношений. Разность взглядов, мнений, желаний как проявление индивидуальности / уникальности человека, группы. Причины возникновения конфликтных ситуаций, анализ хода их развития. Просмотр и анализ видеороликов, отражающих различные ценностные установки героев. Дискуссия на тему «Роль ценностей в возникновении и разрешении конфликтов». Обсуждение способов разрешения конфликтов, их возможностей и ограничений. Конструктивное разрешение конфликтов как творчество. Проведение рефлексии в форме незаконченного предложения «Конфликт – это…, потому что…».

Тема 12.   Давайте договариваться! (1 час)

Упражнение на установление контакта («Детектив»). Беседа о важности навыка обсуждения различных вариантов действий с целью нахождения участниками взаимодействия оптимального варианта. Стратегии достижения компромисса. Тренинг перефразирования предложений-запросов и предложений-отказов. Практика оценки явлений с разных сторон. Обсуждение в группах актуальных для подростков тем («Нужна ли школьная форма?», «Какой новый учебный предмет был бы полезен подросткам?» или др.). Рефлексия полученного опыта, оценка эмоционального состояния участников взаимодействия.

 

«Осваиваем навыки кооперации»

«Кооперация» («1+1 не равно 2»)

 

Тема 13.   Готовим квест: составляем план действий и распределяем роли. (1 час)

Обсуждение правил совместной деятельности. Определение основных направлений работы по разработке и проведению квеста для учащихся начальных классов (написание истории, подготовка декораций, костюмов и/или масок, звукового сопровождения, афиши, разучивание ролей, организация работы на станциях, подбор заданий, дидактических материалов/наглядности, разработка маршрутных и оценочных листов, критериев оценки, определение дежурных по станциям). Выявление лидера. Распределение заданий (ролей) в рамках коллективной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей каждого участника и характера работы). Составление плана действий. Совершенствование навыков коммуникации, умений слышать друг друга и соблюдать этические нормы в процессе брейнсторминга и последующего отбора идей. Рефлексия первого опыта подготовки квеста и общего эмоционального состояния команды.

Примерная тематика квеста: «По следам наших предков», «Секреты общения», «Волшебная палочка хорошего настроения» и др.

Тема 14.   Готовим квест: поддерживаем друг друга в командной работе. (1 час)

Выполнение упражнений на групповое сплочение. Тренинг по формулированию просьбы о помощи в ситуации недостаточности собственных знаний и опыта для выполнения задания. Обсуждение в подгруппах задач на день, организация совместной деятельности по выполнению обозначенных задач. Фиксирование возникающих сложностей, проблемных ситуаций, обсуждение способов их разрешения. Следование правилам группового взаимодействия. Оказание участниками групп взаимной поддержки друг другу. Рефлексия второго этапа подготовки квеста и общего эмоционального состояния команды.

Тема 15. Готовим квест: проявляем гибкость и позитивный настрой в работе по достижению общей цели. (1 час)

Обсуждение задач на день. Организация совместной деятельности по выполнению обозначенных задач. Анализ хода работы, гибкое реагирование на ошибки, коррекция/перенаправление деятельности. Опора на положительные стороны каждого участника разработки квеста. Фиксация положительных результатов проделанной работы по направлениям (наличие плана игры, степень подготовленности декораций, костюмов и/или масок, звукового сопровождения, афиши, знание ролей, проведение репетиций отдельных эпизодов, организация работы на станциях, степень готовности заданий и наглядности, разработки маршрутных и оценочных листов, критериев оценки, назначение дежурных по станциям). Рефлексия третьего этапа подготовки квеста и общего эмоционального состояния команды.

Тема 16.   Готовим квест: генеральная репетиция. (1 час)

Упражнение на снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение. Объединение усилий для достижения общей цели. Репетиция основных организационных моментов игры. Совместный просмотр и анализ репетиционного показа квеста. Выявление слабых мест. Установка на коллективную ответственность за результат совместной работы. Оказание поддержки друг другу для осуществления коррекции деятельности. Генеральная репетиция отдельных фрагментов (при необходимости). Рефлексия четвертого этапа подготовки квеста и общего эмоционального состояния команды.

Тема 17. Готовим квест: реализуем задуманное (1 час)

Проведение квеста для учащихся начальных классов. Подведение итогов. Озвучивание полезных (для каждого участника в отдельности и группы в целом) приобретений, сделанных в ходе работы на занятиях «Театр эмоций».