Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Академия образования»
«Апробация учебных программ и методических рекомендаций для проведения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков обучающихся 3(4), 6(7) классов
в учреждениях общего среднего образования»
(2024-2025)
Руководители экспериментального проекта:
Горбунова Мария Борисовна, начальник центра оценки качества образования Академии образования, кандидат педагогических наук, доцент;
Короткевич Вячеслав Иванович, заведующий сектором сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования Академии образования;
Адащик Людмила Витальевна, методист высшей категории сектора сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования Академии образования
Минск 2024
Компонент
|
Содержание структурного компонента проекта
|
- Полное название экспериментального проекта
|
Апробация учебных программ и методических рекомендаций для проведения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков обучающихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования
|
- Данные о руководителе (руководителях) проекта
|
Горбунова Мария Борисовна
Академия образования
Начальник центра оценки качества образования Академии образования, кандидат педагогических наук, доцент
(+375 17 276 48 17)
Короткевич Вячеслав Иванович
Академия образования
Заведующий сектором сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования Академии образования
(+375 17 200 66 33)
Адащик Людмила Витальевна
Академия образования
Методист высшей категории сектора сопровождения НИКО и международных исследований качества образования центра оценки качества образования Академии образования
(+375 17 229 1971)
|
- Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности
|
Программа экспериментальной деятельности будет апробироваться в учреждениях образования, которые проявляют активный интерес к вопросам формирования социально-эмоциональных навыков детей и подростков, принимают участие в городских и республиканских мероприятиях по данной проблематике:
Государственное учреждение образования «Восходовская средняя школа» Могилевского района Могилевской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Быхова» Могилевской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Белыничи» Могилевской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Мстиславля» Могилевской области
Государственное учреждение образования «Тимоновская средняя школа Климовичского района» Могилевской области
Государственное учреждение образования «Липникская средняя школа имени Николая Михайловича Попова» Дрогичинского района Брестской области
Государственное учреждение образования «Песковская средняя школа Кобринского района» Брестской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа д. Медно» Брестского района Брестской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Дрогичина» Брестской области
Государственное учреждение образования «Барбаровская базовая школа Мозырского района» Гомельской области
Государственное учреждение образования «Комаринская средняя школа имени П.И. Шпетного» Брагинского района Гомельской области
Государственное учреждение образования «Поколюбичская средняя школа Гомельского района» Гомельской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г. Жлобина» Гомельской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 имени В.С. Величко» Гомельской области
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 24 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 30 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 34 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 54 г. Минска имени Е.В. Клумова»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 55 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 62 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 159 г. Минска имени А.Ф. Данукалова»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 161 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 172 г. Минска»
|
- Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
|
Одним из ключевых факторов академической успеваемости и персональной успешности учащихся являются сформированные социально-эмоциональные навыки (далее – СЭН). СЭН влияют на социально-психологическое благополучие человека, снижают потенциальные риски противоправного, суицидального и иных форм девиантного поведения и предопределяют экономические результаты, что отвечает целям устойчивого развития Республики Беларусь.
Новизна проекта заключается в том, что впервые в стране будет апробировано разработанное на единой концептуальной основе учебно-методическое обеспечение организации и проведения факультативных занятий по формированию СЭН обучающихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования. (Разработка учебно-методического обеспечения была осуществлена в рамках сотрудничества научно-методического учреждения «Национальный институт образования» и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2022-2023 гг.).
|
- Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта
|
Анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта и осуществление частичной апробации содержания факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования позволяет констатировать, что формирование СЭН является актуальным и востребованным направлением образовательной деятельности, предиктором успешности учащейся молодежи, ее жизненной реализации. С другой стороны, молодые люди с более высокими показателями успешности демонстрируют, как правило, положительный эмоциональный фон, удовлетворенность жизнью, экзистенциальную наполненность, проявляют такие ресурсные возможности, как жизнестойкость и готовность к изменениям, имеют высокие показатели субъектности, что значимо в ситуации неопределенности.
Системная работа по учебно-методическому, организационному и информационному обеспечению процесса формирования СЭН позволит достичь запланированных результатов. К настоящему моменту разработаны учебные программы факультативных занятий «Театр эмоций» для 3(4) и 6(7) классов, методические рекомендации названных реализации.
В рамках экспериментальной деятельности планируется организационно-методическая поддержка педагогов, работающих в 3(4) и 6(7) классах (семинары, вебинары, консультации и др.).
Как показали результаты заседаний экспертных рабочих групп, а также результаты проведения республиканского круглого стола «Социально-эмоциональные навыки как фактор успешности личности в XXIвеке» (с международным участием), проведенного 15 декабря 2023 года, педагоги испытывают определенные затруднения в деятельности по формированию СЭН; учащиеся же испытывают заинтересованность и потребность в развитии этих навыков.
Согласно результатам изучения личностного развития белорусских учащихся ІХ и ХІ классов (2020/2021 учебный год) у порядка 20% респондентов был выявлен низкий и очень низкий уровни эмоционального интеллекта. Более половины опрошенных указали на недостаток информации относительно того, как эффективно справляться с кризисными ситуациями. Около 40% не всегда знают, как справиться со страхом перед испытаниями (экзаменами, конкурсами, др.), публичными выступлениями, унынием, разочарованием, как мотивировать себя что-то делать, когда одолевают лень и апатия.
Таким образом, существует противоречие между потребностью учащихся и педагогических работников учреждений общего среднего образования в эффективной реализации деятельности по формированию СЭН учащихся и недостаточным уровнем компетентности педагогов в области их формирования, наличием личностно-профессиональных затруднений, образовательных дефицитов, требующих содействия и помощи в их преодолении.
С целью преодоления данного противоречия разработано учебно-методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию СЭН обучающихся 3(4), 6(7) классов в условиях факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования, требующее системной апробации.
|
- Формулировка гипотезы, цели и задач
|
Гипотеза. Внедрение экспериментальной учебной программы и методических рекомендаций для проведения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования будет содействовать развитию у учащихся навыков эмоциональной регуляции, коммуникации, кооперации, самопознания и саморазвития, если:
– учителя будут иметь внутреннюю установку и профессиональную заинтересованность в формировании СЭН учащихся;
– занятия будут проводиться систематически и в соответствии с содержанием учебно-методического обеспечения факультатива «Театр эмоций» (с включением широкого спектра видов групповой деятельности);
– работа по программе факультативных занятий будет сопровождаться регулярной педагогической диагностикой (оценкой результативности факультативных занятий по формированию СЭН учащихся) и корректировкой работы с учетом диагностируемых проблем;
– будет организована и обеспечена консультационная поддержка педагогов руководителями экспериментальной деятельности (проведение обучающих семинаров, вебинаров, тренингов, осуществление систематической супервизии и др.).
Цель – экспериментально проверить эффективность учебно-методического обеспечения факультативных занятий по формированию социально-эмоциональных навыков учащихся 3(4), 6(7) классов учреждений общего среднего образования.
Задачи:
1. Выявить и проанализировать имеющиеся затруднения в деятельности педагогов по формированию СЭН учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования.
2. Провести диагностику уровня сформированности СЭН у учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования.
3. Реализовать учебно-методическое обеспечение факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования.
4. Сделать выводы об эффективности учебно-методического обеспечения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах учреждений общего среднего образования.
|
- Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект
|
В качестве важнейших методологических оснований организации образовательного процесса, обеспечивающего формирование СЭН учащихся в младшем школьном и подростковом возрастах, выступили системный, личностно-ориентированный, деятельностный и средовой подходы.
Системный подход указывает на необходимость формирования СЭН у всех участников образовательного процесса, то есть не только у обучающихся, но и у педагогических работников, родителей (законных представителей обучающихся). Системность также требует цикличности в осуществлении психолого-педагогической работы: за этапом формирования определенных навыков обязательно должна следовать оценка эффективности предпринятых мер, интерпретация данных для принятия новых решений.
Личностно-ориентированный подход обуславливает необходимость проявления персонифицированного отношения ко всем обучающимся (одаренным, с особыми образовательными потребностями, находящимися в группе риска и другим). Персонифицированное отношение предполагает знание и учет потребностей каждого обучающегося, применение разных режимов работы и взаимодействия, построение индивидуальных образовательных траекторий, предоставление целевой помощи. В условиях реализации данного подхода каждый ребенок, подросток получает внимание и поддержку взрослых. Психолого-педагогическая работа строится на выявлении сильных сторон личности, что становится базой для выработки дальнейших действий.
Деятельностный подход означает активное вовлечение обучающихся в деятельность (в том числе социально-полезную, предполагающую заботу о других людях). Реализация данного подхода гарантирует рост самостоятельности личности, расширение опыта социального (социально приемлемого, социально ориентированного) поведения.
Средовой подход реализуется через создание развивающей образовательной среды, стимулирующей как личностный рост обучающихся, так и развитие навыков межличностного взаимодействия (между обучающимися, между педагогическими работниками и обучающимися, внутри самого педагогического коллектива), а также предусматривает формирование СЭН с учетом национальных культурных традиций, норм поведения, принятых в обществе. Средовой подход предполагает эмоционально комфортные условия для всех участников образовательного процесса, удобную, безопасную и эстетичную организацию пространства.
Ведущими принципами организации педагогической деятельности выступили следующие: инклюзивности; субъектности, учета возрастных особенностей и социально-эмоционального опыта обучающихся; обогащения эмоционального опыта; опоры на моральные ценности; учета национальных культурных традиций; опоры на положительные результаты.
Инклюзивности. Означает формирование установки на включенность в единый образовательный процесс обучающихся с особыми образовательными потребностями, целенаправленное формирование у обучающихся установки на принятие людей независимо от их психических и физических особенностей, этнического происхождения, вероисповедания и др.
Субъектности, учета возрастных особенностей и социально-эмоционального опыта обучающихся. На каждой возрастной ступени, в каждом коллективе должны отбираться содержание, формы и методы работы, адекватные возможностям личности. Педагогическая деятельность должна строиться на основе уважительного отношения ко всем участникам образовательных отношений, оказания им адресной поддержки.
Обогащения эмоционального опыта. С одной стороны, означает обеспечение эмоциональной защищенности всех участников образовательного процесса, с другой – эмоциональную насыщенность межличностного взаимодействия.
Опоры на моральные ценности. Предполагает организацию образовательного процесса с учетом принятых в обществе норм и ценностей, использование их в образовательном процессе и повседневной жизни.
Учета национальных культурных традиций. Предусматривает разработку ресурсного обеспечения формирования СЭН на основе традиций белорусского народа.
Опоры на положительные результаты. Означает выявление и учет в дальнейшей работе факторов, не только снижающих риск негативной динамики формирования СЭН, но и обуславливающих успех данной деятельности.
При разработке экспериментального проекта были использованы положения теории эмоций Л.С. Выготского; идеи концепций эмоционального интеллекта (И. Андреева, Д. Гоулман, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо); результаты исследований эмоций с позиции нейробиологии (А. Дамасио); идеи развития и оценки социально-эмоциональных навыков в школьном возрасте (Ю.О. Герасимова, Е.А. Орел и др.).
|
- Описание структуры и содержания апробируемого экспериментального учебно-методического обеспечения
|
Учебно-методическое обеспечение, предлагаемое к апробации, включает учебные программы факультативных занятий «Театр эмоций» для 3(4) и 6(7) классов и методические рекомендации по их реализации (представляющие собой пособия для учителей с детальной разработкой всех учебных занятий и необходимыми диагностическими инструментами).
Учебные программы факультативных занятий по формированию СЭН обучающихся 3(4) и 6(7) классов рассчитаны на 17 часов (из расчета 1 учебный час в две недели в течение учебного года или 1 учебный час в неделю в течение полугодия). Целью учебных программ является формирование и развитие социально-эмоциональных навыков учащихся. В задачи учебных программ входит формирование (3(4) класс) и/или дальнейшее расширение/обогащение (6 (7) класс) опыта учащихся по самопознанию, организации собственной деятельности, эмоциональной саморегуляции и регуляции эмоционального состояния других людей, организации общения, работе в команде.
Содержание учебных программ включает четыре модуля:
– «Самопознание и саморазвитие»
– «Эмоциональная регуляция»
– «Коммуникация»
– «Кооперация»
Структура и содержательные линии программ для 3(4) и 6(7) классов в целом идентичны. Различия наблюдаются в раскрытии содержания, обеспечении преемственности работы при формировании СЭН между ступенями образования.
Методические рекомендации представляют собой пособия, которые адресованы педагогам, организующим факультативные занятия по программе «Театр эмоций».
Каждое пособие содержит:
- описание возрастных особенностей учащихся (младшего школьного / подросткового возраста);
- рекомендации по включению учащихся в работу (раздел «Советы по активизации участия школьников на факультативных занятиях»);
- разработки всех занятий, предусмотренных учебной программой (раздел «Методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий»);
- игры и упражнения по развитию социально-эмоциональных навыков детей младшего школьного / подросткового возраста, литературно-художественный материал для проведения занятий, а также диагностический инструментарий, позволяющий отследить динамику развития СЭН учащихся.
|
9. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности
|
№
|
Критерии
|
Показатели
|
1
|
Удовлетворенность участников образовательного процесса результатами экспериментальной работы
|
– чувство удовлетворенности учащихся участием в экспериментальной деятельности по развитию СЭН;
– чувство удовлетворенности педагогических работников опытом участия в экспериментальной деятельности;
– чувство удовлетворенности законных представителей учащихся (родителей) опытом участия в экспериментальной деятельности
|
2
|
Развитие у учащихся навыков самопознания и саморазвития
|
– понимание собственных интересов, способностей, склонностей;
– наличие целей личностного развития (в краткосрочной и долгосрочной перспективе);
– самооценка поступков
|
3
|
Развитие у учащихся навыков эмоциональной регуляции
|
– способность определять и понимать свое эмоциональное состояние;
– создавать и поддерживать позитивный эмоциональный настрой;
– принятие мер по стабилизации собственного эмоционального состояния (снижение тревожности, волнения, раздражительности)
|
4
|
Развитие у учащихся навыков коммуникации
|
– способность устанавливать, поддерживать и завершать беседу;
– активное слушание;
– принятие мер по разрешению конфликтных ситуаций
|
5
|
Развитие у учащихся навыков кооперации
|
– наличие установки на реализацию общих целей при работе в команде;
– проявление инициативности и организованности при работе в группах сменного состава;
– оказание помощи членам рабочей группы;
– принятие и исполнение разных ролей в команде/группе
|
6
|
Развитие у учащихся познавательной активности
|
– широта познавательных интересов
– интерес к учебной деятельности
|
7
|
Развитие профессиональных компетенций педагогов в области формирования СЭН
|
– способность определять и понимать свое эмоциональное состояние;
– принятие мер по минимизации стресса и влияния негативных внешних факторов;
– создание и поддержание позитивного и эмоционального настроя учащихся, доброжелательного микроклимата в ученическом коллективе;
– умение формировать навыки самопознания и саморазвития;
– умение формировать навыки эмоциональной регуляции;
– умение формировать навыки коммуникации;
– умение формировать навыки кооперации
|
|
10. Методы проведения экспериментальной деятельности
|
Теоретические методы: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме экспериментального проекта; изучение нормативно-правового обеспечения; моделирование, сравнение, классификация, обобщение, систематизация;
эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; супервизия; беседа; анкетирование; изучение результатов профессиональной деятельности и продуктов творческой деятельности педагогов; экспертная оценка;
методы математической статистики: описательная статистика и др.
|
11. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
|
Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:
Занимаемая должность
|
Описание требований
|
Директор
|
Понимание значимости экспериментального проекта для учреждения образования и системы образования в целом, обеспечение организации, проведения и контроля за ходом эксперимента; предоставление отчетов по результатам реализации проекта
|
Заместитель директора по учебной работе
|
Педагог-психолог
|
Владение методиками психодиагностики учащихся и педагогов, готовность осуществлять сопровождение участников экспериментальной деятельности в соответствии с задачами проекта
|
Учителя
|
Участие в формировании СЭН учащихся в процессе реализации факультативных занятий, владение приемами активного обучения и воспитания, заинтересованность в реализации проекта
|
Дополнительно в ходе реализации экспериментального проекта могут принимать участие: заместитель директора по воспитательной работе (организация воспитательного процесса), педагог социальный (социально-педагогическое сопровождение проекта).
Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего экспериментальную деятельность, должна соответствовать действующим нормативам.Для успешной реализации экспериментального проекта в учреждении образования необходим доступ в Интернет, наличие мультимедийного оборудования, множительной техники.
|
12. Сроки проведения экспериментальной деятельности
|
Экспериментальный проект будет реализован в течение одного учебного года (август 2024 – апрель 2025). Данные сроки обусловлены продолжительностью реализации учебной программы факультативных занятий (17 недель) и необходимостью сделать научно обоснованные выводы об эффективности апробации учебно-методического обеспечения в учреждениях общего среднего образования и осуществить корректировку материалов по итогам апробации.
Этапы экспериментальной работы
|
Сроки исполнения
|
Предварительный этап:
– подготовка (тиражирование) необходимой нормативной, учебно-программной документации, диагностического инструментария;
– выявление и анализ имеющихся затруднений в деятельности педагогов по формированию СЭН учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования;
– информирование участников эксперимента о предстоящей деятельности;
– определение контрольной и экспериментальной групп для реализации задач эксперимента
|
Август 2024 – сентябрь
2024
|
Основной этап:
– диагностика начального уровня сформированности СЭН учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования;
– апробация учебно-методического обеспечения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования;
– организация консультационной поддержки педагогов экспериментальной деятельности (проведение обучающих семинаров, вебинаров, тренингов, осуществление систематической супервизии и др.)
|
Сентябрь 2024 –
январь 2025
|
Заключительный этап:
– диагностика уровня сформированности СЭН учащихся 3(4), 6(7) классов в учреждениях общего среднего образования по итогам освоения программы факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования и в контрольных группах;
– проведение «круглого стола» по обсуждению с педагогами результатов экспериментальной апробации учебно-методического обеспечения факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах в учреждениях общего среднего образования;
– систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;
– внесение изменений и дополнений в учебно-методическое обеспечение факультативных занятий «Театр эмоций» в 3(4), 6(7) классах учреждений общего среднего образования по итогам экспериментальной деятельности;
– разработка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике
|
Февраль 2025 –
апрель 2025
|
|
13. Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта
|
В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам экспериментального проекта в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, методических рекомендаций и дидактических материалов и иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента, командировочных расходов.
|
14. Описание практической и социальной значимости экспериментального проекта
|
Предлагаемое для апробации учебно-методическое обеспечение может использоваться не только для проведения факультативных занятий, но и в рамках классных часов, воспитательных мероприятий, психологических тренингов, что будет содействовать решению более широкого спектра педагогических задач, в частности, вопросов профилактики девиантного поведения, формирования культуры повседневного общения, развития познавательного интереса, способности планировать и реализовывать запланированную деятельность, качеств активного гражданина и др.
|
Литература:
1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность : специфика и взаимодействие / И.Н. Андреева. – Новополоцк : Полоцкий государственный университет, 2020. – 356 с.
3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2001. – 209 с.
4. Герасимова, Ю.О. Измерения школьника: зачем развиваем и оцениваем социально-эмоциональные навыки / Ю.О. Герасимова, Е.А. Орел // Психология : журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19, № 1. – С. 61–75.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : ACT: ACT МОСКВА ; Владимир : ВКТ, 2009. – 478 с.
6. Дамасио, А. Я. Мозг и возникновение сознания / А. Дамасио. – Москва : Карьера Пресс, 2018. – 383 с.
7. Mayer, J.D. Emotional intelligence : Theory, Findings, and Implications / J.D. Mayer, P. Salovey P., D. Caruso // Psychological Inquiry, 2004. – V. 15, № 3. – P. 197–215.
Руководители
экспериментального проекта:
|
М.Б. Горбунова
|
|
В.И. Короткевич
|
|
Л.В. Адащик
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценка результативности факультативного занятия
(для педагогов)
Занятие по теме: _____________________________________________________
Дата проведения: ____________
№
|
Аспекты наблюдения на занятии
|
Оценка
в баллах
(от 1 до 5)
|
Комментарий
(общий/индивидуальный)
|
Наблюдение педагога за учащимся
|
1
|
Заинтересованность учащимися предлагаемыми видами деятельности
|
|
|
2
|
Эмоциональный настрой на протяжении занятия
|
|
|
3
|
Уровень коммуникации между учащимися
|
|
|
4
|
Результативность совместной деятельности
|
|
|
5
|
Проблемы и трудности, возникшие на занятии (связанные с формированием социально-эмоциональных навыков у учащихся)
|
|
|
Самонаблюдение педагога
|
6
|
Персональная удовлетворенность результатами занятия
|
|
|
7
|
Личностные открытия в социально-эмоциональной и других сферах
|
|
|
Оценочный лист «Сформированность социально-эмоциональных навыков младших школьников»
Показатели сформированности
социально-эмоциональных навыков
|
Результаты оценки (в баллах)
|
Фамилия, имя учащегося
|
|
|
|
|
|
1
|
Определяет свои познавательные интересы
|
|
|
|
|
|
2
|
Имеет разносторонние интересы и увлечения
|
|
|
|
|
|
3
|
Проявляет устойчивый интерес к учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
4
|
Распознает и называет собственные эмоции
|
|
|
|
|
|
5
|
Оценивает свои поступки, в том числе, с точки зрения принятых социальных норм
|
|
|
|
|
|
6
|
Ставит краткосрочные и долгосрочные цели саморазвития
|
|
|
|
|
|
7
|
Проявляет настойчивость при достижении цели (в том числе в случае возникновения трудностей)
|
|
|
|
|
|
8
|
Принимает меры по контролю своего эмоционального состояния
|
|
|
|
|
|
9
|
Поддерживает позитивный эмоциональный настрой
|
|
|
|
|
|
10
|
Определяет чувства других людей, понимает причины изменения эмоционального состояния
|
|
|
|
|
|
11
|
Оказывает посильную эмоциональную поддержку другим
|
|
|
|
|
|
12
|
Самостоятельно вступает в коммуникацию с другими людьми
|
|
|
|
|
|
13
|
Озвучивает собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу
|
|
|
|
|
|
14
|
Соблюдает принятые в обществе правила коммуникации (в том числе культуру вербального и невербального общения)
|
|
|
|
|
|
15
|
Конструктивно разрешает конфликты
|
|
|
|
|
|
16
|
Внимательно слушает собеседника, не перебивает его, использует техники активного слушания
|
|
|
|
|
|
17
|
Включается в совместную деятельность, проявляет инициативность и организованность при работе в группах сменного состава
|
|
|
|
|
|
18
|
Следует цели совместной деятельности, защищает и представляет интересы группы
|
|
|
|
|
|
19
|
Исполняет различные роли в группе/команде
|
|
|
|
|
|
20
|
Оказывает помощь членам группы
|
|
|
|
|
|
Оценка производится в начале факультативного курса и по его завершении по пятибалльной системе: 1 – наиболее низкий уровень, 5 – наиболее высокий уровень проявления качества
Удовлетворенность учащихся процессом и результатами факультативных занятий «Театр эмоций»
Дорогой друг!
Ты посещал факультатив «Театр эмоций» и мы, взрослые, хотели бы узнать твоё мнение об этих занятиях. Для нас это очень важно!
Ответить, пожалуйста, на несколько вопросов. Для этого подчерки подходящий вариант ответа и объясни его.
1. Были ли занятия интересными?
потому что __________________________________________________________
2. Помогли ли тебе занятия лучше узнать себя?
потому что __________________________________________________________
3. Помогли ли тебе занятия лучше выражать свои эмоции и их контролировать?
потому что __________________________________________________________
4. Помогли ли тебе занятия в общении?
потому что __________________________________________________________
5. Нужны ли такие занятия в школе?
потому что __________________________________________________________
Спасибо тебе за ответы!
Удовлетворенность педагогических работников результатами факультативных занятий «Театр эмоций»
Уважаемые педагоги!
Учащиеся Вашего класса посещали факультатив «Театр эмоций» и мы, его разработчики, хотели бы узнать Ваше мнение о полезности этих занятий. Для нас это очень важно!
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Для этого подчеркните подходящий вариант ответа и объясните его.
1. Было ли полезным для Вас участие в экспериментальной деятельности по апробации факультативных занятий «Театр эмоций»?
потому что __________________________________________________________
2. Нужны ли, на Ваш взгляд, такие занятия в школе?
потому что __________________________________________________________
3. Были ли, на Ваш взгляд, занятия интересными для учащихся (с удовольствием ли они их посещали)?
Это выражается в __________________________________________________________
4. Помогли ли ребятам занятия лучше узнать себя (понимать других)?
Это выражается в __________________________________________________________
5. Стали ли ребята, посещавшие занятия, лучше выражать свои эмоции и их контролировать?
Это выражается в __________________________________________________________
6. Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в общении у ребят, посещавших факультатив?
Это выражается в__________________________________________________________
7. Можете ли Вы сказать, что ребята научились организовывать свою деятельность?
Потому что__________________________________________________________
8. Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в умении взаимодействовать при решении совместных задач на уроках и вне их у ребят, посещавших факультатив?
Это выражается в__________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Удовлетворенность родителей результатами факультативных занятий «Театр эмоций»
Уважаемые родители/законные представители учащихся!
Ваш ребенок посещал факультатив «Театр эмоций» и мы, его разработчики, хотели бы узнать Ваше мнение о полезности этих занятий. Для нас это очень важно!
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Для этого подчеркните подходящий вариант ответа и объясните его.
1. Были ли, на Ваш взгляд, занятия интересными для Вашего ребенка (с удовольствием ли он (она) их посещал (а)?
потому что __________________________________________________________
2. Помогли ли Вашему ребенку занятия лучше узнать себя (понимать других)?
потому что __________________________________________________________
3. Помогли ли Вашему ребенку занятия лучше выражать свои эмоции и их контролировать?
потому что __________________________________________________________
4. Помогли ли Вашему ребенку занятия в общении в семье и с окружающими?
потому что __________________________________________________________
5. Нужны ли, на Ваш взгляд, такие занятия в школе?
потому что __________________________________________________________
Спасибо Вам за ответы!
Опросник педагогических работников
«Самооценка развития профессиональных компетенций в области сформированности социально-эмоциональных навыков / СЭН»
Самооценка собственных СЭН
Прочитайте утверждения, характеризующие разные группы СЭН. Укажите, используя 5-балльную шкалу, в какой мере это относится к Вам. Постарайтесь отвечать искренне.
|
Критерий
|
До начала ведения факультатива
|
По завершении ведения факультатива
|
ü Я внимательно отношусь к своему эмоциональному состоянию, замечаю его изменения
ü Я легко называю словом переживаемые чувства и различаю близкие эмоции (тревогу и страх, злость и раздражение)
ü Я легко определяю эмоции другого человека
ü Я замечаю и осознаю влияние своих эмоций на поведение и мышление
ü Я умею использовать свое эмоциональное состояние как ресурс для решения различных задач
ü Я понимаю причины возникновения своих эмоций
ü У меня получается управлять своими эмоциями
|
|
|
Оценка педагогом своей работы по формированию СЭН у учащихся
Оцените, как часто Вы используете предлагаемые способы развития СЭН учащихся (воспользуйтесь 5-балльной шкалой).
|
ü Я адаптирую содержание занятий под возможности и потребности учащихся
ü Я стимулирую детей к проявлению активности на занятиях, размышлению над полученным опытом, извлечению выводов из него
ü Я часто обращаюсь к техникам управления эмоциональным состоянием для повышения эффективности деятельности
ü Я на каждом занятии применяю инструменты обратной связи и поощряю ребят к их использованию
ü Я организую дискуссии, стимулирую к использованию правил внимательного слушания, задаванию вопросов, уважительному обсуждению идей друг друга
ü Я стараюсь задавать открытые вопросы, если позволяет время
ü Я часто использую задания, которые предполагают групповое взаимодействие, сотрудничество, разделение ответственности, совместное принятие решений
ü При организации групповой работы я меняю состав групп, чтобы учащиеся имели возможность взаимодействовать с бóльшим количеством одноклассников
ü Я систематически организую рефлексию по итогам проведенной работы: насколько успешно складывалась групповая работа, что можно улучшить, чему научились и пр.
ü Я умею фокусировать внимание детей на их чувствах и мыслях
ü Я помогаю детям понимать и конструктивно выражать свои эмоции
ü Я опираюсь на потребности и ценности учащихся, их интересы и опыт
ü Я помогаю ученикам использовать на свои сильные стороны для достижения цели
ü Я уважаю разнообразие культур, поощряю рассказы учащихся о национальных традициях и обычаях
ü Я учу ребят ненасильственному общению, развивая умение выражать сочувствие, высказывать просьбы, разрешать конфликты
ü Я демонстрирую образец осознанного отношения к своим эмоциям (озвучиваю переживаемые эмоции, называю их причины, влияние на поведение и т. д.)
ü Я использую различные техники управления эмоциями, проговаривая вслух свои действия
ü Я объясняю причины своих поступков, особенно если речь идет о морально-нравственном выборе
ü Я использую ненасильственное общение при формулировании просьбы и благодарности, а также в беседе с учащимися, чтобы помочь им осознать собственные эмоции и потребности
|
|
|