Могилевская область, Климовичский район,
аг.Тимоново, ул.Советская, д.19
8-0224437095
timonovskaya@klimovichi.edu.by

Исследование учащихся 3 «А» класса

Старинный утюг «рубель» и «скалка»

Рубель – это деревянная доска с вырубленными поперечными желобками. В старину рубель изготавливали из древесины твердых пород с ручкой на конце. Раньше и сейчас этот интересный предмет изготавливают из дерева следующих пород: дуба, рябины, березы, клена, бука или липы. На одной стороне доски вырезались поперечные скругленные желобки, а другую сторону оставляли гладкой или наносили незатейливые резные или рукописные узоры. В первую очередь, рубель использовали в домашнем хозяйстве, с помощью него женщины при стирке или глажке выколачивали белье ребристой стороной. Попросту говоря, рубель был прототипом обычного утюга.

Процесс «раскатки» белья проводился с помощью рубеля и обычной скалки. Бельё складывалось несколько раз узкой полосой и наматывалось на скалку. Намотка должна была быть очень плотной и без складок. Затем хозяйка катала этот свёрток по столу, с силой прижимая его рубелем. Зазубрины на рубеле разминали ткань, и из неё выходила последняя грязь. Раскатанное таким способом бельё становилось мягким и белоснежным.
Правда, чтобы довести ткань до такого состояния, нужно было приложить много-много усилий. 

Посещение районного музея

Ступа и пест – предмет хозяйственного быта

Ступы известны на территории Беларуси еще с древнерусского времени и использовались до середины ХХ в.   Вернёмся на 150 лет назад, когда в каждом крестьянском хозяйстве был свой участок земли, где выращивали овощи и культурные растения: пшеницу, ячмень, просо, рожь, гречиху, лён и другие культурные растения. Чтобы сварить кашу, нужно было обработать зерно: очистить от оболочки - твёрдой шелухи. Для этих целей служила ступа с пестом. 

Ступа - это традиционный предмет хозяйственного быта, предназначенный для обработки зерна на крупу, или для измельчения специй. В словаре Ожегова «Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом».

Ступы делятся на ручные и ножные. Ручная ступа имела 2 части: непосредственно ступу как емкость и толстую выструганную палку – пест или толкач. Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщеннаяплатформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева.

Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см длины при диаметре около 7см., для удобства пест делали с перехватом посередине. Конец песта нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания.

Посещение школьного музея

Чудодейственные силы ступы и песта

В давние времена ступе приписывали и волшебные, чудодейственные силы. В частности, - целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины, под ней «морили» лихорадку. Волшебные свойства. Видимо, поэтому русские люди используют её в народных сказках: как летательный аппарат вещей старухи – Бабы Яги. Это волшебство и объединяет ступу с самой главной сказочной героиней – Бабой Ягой. Издавна мечтал летать русский человек: в сказках ковёр – самолёт, конёк – горбунок, ступа с Бабой Ягой.

Исследование учащихся 3 «Б» класса

Гарлач

Одно из почётных мест в нашем историко-краеведческом музее занимает гарлач. Гарлач (кувшин) - глиняный сосуд с вытянутым туловищем, выпуклыми краями, суженной шейкой и более широким дном устьем. Используется для хранения молока и молочных изделий. Производится закаленным, черно задымленным и глазурованным. Отделывается лощеным, прорисованным на сырой поверхности узором и ангобом (ангобы - непрозрачные покрытия с высоким содержанием глинистых веществ (комовая глина, каолин. Во-первых, ангоб используют в качестве не расплавляющегося (шероховатого, пористого...) покрытия, перекрывающего цвет подложки, на которую оно нанесено, служащего для дальнейших операций глазурования или росписи и глазурования). Другие названия: крынка, ладыш и столбун. Выделяют виды: берестень (оплетенный лентами бересты) и кувшин (жбан) — с клювом-литком и ушком-ручкой.

Деревянная ложка

«В историю деревянной ложки»

Ложка – очень важный предмет в нашей жизни и без него невозможно обойтись. Ложки появились на Руси очень давно, еще за 3000 лет до нашей эры. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости. Ложки, сделанные из глины, были непрочные, они ломались и крошились, ложки, сделанные из камня, были тяжелыми и неудобными
Но самый распространенный материал для изготовления ложки – древесина. История деревянной ложки насчитывает много столетий и даже тысячелетий.
С древнейших времен в крестьянском быту до 20-х годов ХХ века деревянная ложка была основным столовым прибором, а также музыкальным инструментом или персонажем кукольного театра.

В старину люди носили ложки в особых футлярах, за поясом или голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили.
Матера-ложкари были в особом почете на Руси. Они делали ложки и продавали их на торгах. Конечно же, они были людьми состоятельными: тот, кто заполучить именную ложку, платил тройную цену. Гораздо больше ценились мастера, которые могли вырезать на ложке семейный герб.
Ложкарное мастерство передавалось из поколения в поколение, и каждая семья свято хранила секреты обработки древесины. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали резьбой. Деревянные изделия на Руси были не только красивы, но и полезны. Считается, пища станет на много вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками.

Ложками ели не только суп и кашу, а еще шалунов усмиряли. Когда кто-то из детей толкаться за столом начнет, разговаривать с набитым ртом или раньше отца в чугунок за едой полезет, тогда возьмет отец да своей ложкой прямо озорнику по лбу тихонько стукнет. Чтобы неповадно было за столом шалить. То есть в старину, как и сейчас, существовали особые правила поведения за столом. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку, так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. К ложкам относились бережно.

Самая большая ложка в Беларуси живет в Березино!

Благодаря ложкам и созданному когда-то в регионе музею в городе раз в два года проводится областной праздник-конкурс "Бярэзінскіялыжкары". На нем мастера показывают, а после дарят музею свои лучшие и самые необычные работы и соревнуются в стремлении поразить уровнем своего мастерства местных жителей и гостей города.

Исследование учащихся 4  класса

Самовар

Самовар – неотъемлемая часть традиционного русского быта, сформировавшегося еще много столетий назад. Для обычной русской семьи наличие этого устройства значило очень многое, ведь самовар на дровах использовался не только как функциональный прибор, но и как полноценное украшение для дома. Иметь в своем доме самовар было признаком достатка и благополучия.

Принято считать, что самовар появился именно в России. Отчасти это правда, но больше актуально для классического вида этого нагревательного прибора. А вот первые устройства, похожие на самовар, были известны еще с древних времен. Например, в Римской империи, жители которой нередко разогревали воду в специальном сосуде, в нижнюю часть которого помещались раскаленные угли. Антикварный самовар использовался и в средневековой Европе. Не обошлось без вклада и вездесущих китайцев – их приборы даже имели трубу с поддувалом. А первый дошедший до археологов реликт имел возраст 3600 лет и был найден в сельской местности Азербайджана.

Аутепса– так назывался сосуд, в котором древние римляне согревали воду. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор – им можно было украсить стол именитого горожанина. А вот пользоваться было не так удобно, у него не было крана! Внутри размещались два отсека – в один загружали горящие угли, в другой воду. Вычерпывать ее приходилось черпаками. Зато была другая «опция» – летом вместо угля емкость заполняли льдом и пили охлажденные напитки.

Распространена легенда, что самовар привез в Россию Петр I, но документы говорят, что он появился спустя полвека после смерти последнего русского царя. Производство началось после того, как тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.

Становясь центром самоварного ремесла, Тула продолжила ориентир на открытия и усовершенствования. Так, фабричная линия РейнгольдаТейле в 1807 году выпустила новацию с резервуаром для керосина. Она сразу же попала за рубеж и широко разошлась в российских регионах, где этот вид топлива оставался дешевым, например, на Кавказе.

В 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарат для кипячения воды для хозяйственных надобностей, а также для ванны. Внутри этого самовара имелась закрытая емкость, соединенная с краном самовара. В такой самовар можно было бы подливать воду в процессе нагревания, не испортив качества кипятка.

В начале ХХ в. стали появляться спиртовые самовары. Внутри такого самовара находились две полые трубки, расположенные крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из трубок выводилась наружу и соединялась переходником с наружным резервуаром для спирта. Резервуар был конической формы, и в нем имелось небольшое отверстие для розжига. Такой самовар можно было ставить и в комнатах, так как при сгорании спирта не было ни копоти, ни дыма, ни запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом количестве, особого спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой стоимости топлива.

После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти 2 года отрасль не развивалась. Лишь в 1919-м новое руководство страны образовало гособъединение самоварных фабрик. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Спустя 3 года на национализированном меднообрабатывающемгосзаводе в Кольчугино вышел в свет первый советский самовар, но дореволюционного успеха отрасль уже не обрела.

Спустя 15 лет в результате деления производств появился тульский завод «Штамп». В период после ВОВ на нем остается последняя самоварная линия в стране. С 1959 года в его ассортименте появляются электрические модели, а с 1964-го запущена сувенирная серия «Ясная Поляна». Жаровые модели стали уходить из-за оснащения новостроек кухонными плитами.

За последние 30 лет интерес к самоварной тематике начал возрождаться заново. В Туле создан музей истории «Тульский самовар», в Касимове постоянная экспозиция, посвященная русским ремесленным традициям мастеров-самоваров. С 2005 года на тульском патронном заводе действует участок, где снова работает самоварная промышленность. И, конечно, Тула по-прежнему богата частными мастерами-умельцами, которые хранят династические секреты и тонкости старинного русского ремесла.

Утюг

Утюг — элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде.

Первые утюги появились еще в Древней Греции. По сути это был кусок гранита с гладкой поверхностью с одной стороны, который нагревали на огне. Чтобы было удобнее держать раскалённый камень, к нему добавили ручку, а чуть позже придумали изготавливать агрегат для глажки из металла. Сначала агрегаты для глажки были железными, а потом стали чугунными. В XVI веке они представляли собой плоский, клиновидной формы кусок металла с припаянной ручкой. Весила такая махина от 3 до 10 кг, в зависимости от толщины подошвы. Нагревали его на жаровне, рядом с рабочей поверхностью для отглаживания нарядов. Затем появился утюг, работающий на угле или газе. Он представлял собой коробку, в которую закладывали раскалённые угли или сжигали газ, подаваемый через трубку из баллона. Такие модели были очень опасны. Случайно выпавший в боковую щель уголёк или вспышка пламени газа могли обжечь руку, прожечь дорогую вещь. Поэтому аппараты эти использовались преимущественно в прачечных. Гладить белье допускались гладильщицы, прошедшие специальную подготовку, обладающие сноровкой и опытом.

Посещение районного музея

Исследование учащихся 2 класса

ЛАПТИ

Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье, лапти состояли только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придавали форму башмака, и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге. Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко, сдираемое с молодых, не толще 1½ вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье. Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца.

Посещение районного музея

               В Беларуси, по рассказам пожилых людей, чаще встречались лапти из лозовой коры, плели их с носка, применялось прямое плетение. На его изготовление требовалось около трех часов. Плели либо только руками, либо использовали кочедык (инструмент в виде плоского изогнутого шила), колодки. Самое сложное было найти сырье - ободрать молодую лозу или липку, бывало, что в окрестностях деревни уничтожали целые леса. Больше для плетения подходила желтая лоза, а не красная - та больше ломалась. Носились лапти один сезон, когда холодно. Летом в основном ходили босиком. В некоторых деревнях обувь утепляли шкурами, соломой".

Пока белорусские традиции плетения лаптей до конца не изучены. Археологи находят лапти даже на неолитических стоянках, на протяжении многих веков их носило славянское население Восточной Европы. Они стали своеобразным символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок ("лыка не вяжет", "ободрать как липку"). Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала их называли по-разному - берестяники, вязовики, дубовики, ракитники, использовались и корни (коренники), веревки (крутцы), конский волос (волосяники). Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лапти из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники (делали из мочала).

БЕРДО (БЁРДО)

Бердо - принадлежность ткацкого станка. Бердо в ткацком станке представляет собой своеобразный гребень,  через который проходят натянутые нити основы, а затем заправляются в ниченки на ремизках, с помощью которых образуется зев. В станке этот элемент используется для прибивания уточных нитей и сохранения постоянного и одинакового расстояния между всеми нитями основы.У некоторых машин бердом зовут решето, решетку. 

       Существует бердо икак самостоятельный инструмент, чаще всего деревянный и совмещающий в себе функции как берда станка, так и ремизок. То есть оно и распределяет нити основы, и формирует зев.  Оно имеет вертикальные планки, расположенные с интервалом в несколько миллиметров, а в середине каждой планки – круглое отверстие. В щели и дырочки и заправляются нити основы. Интересно, что такое бердо традиционно служит  для ткачества поясов и тесьмы и не используется для прибивания утка (для этого есть специальный деревянный нож)! Более того, ширина изделия в таком случае не равняется используемой ширине инструмента.

       При помощи такого инструмента можно соткать шарф, палантин, салфетку, полотно для пошива одежды или наволочки, дорожку на стол, коврик, панно, экран, занавеску.

Посещение школьного музея